Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Волошская средняя школа"

К 75-летию Победы

План бесед «75 - летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается...»

Цель: способствовать формированию гражданских качеств и развитие патриотических чувств обучающихся через факты о событиях Великой Отечественной войны.  

Задачи:

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважения к историческому боевому  пути  славной  Родины;

- углублять знания  обучающихся о Великой Отечественной войне, героизме  народа-освободителя;

- воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, к  ветеранам;

- воспитывать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

 

1.« Начало Великой Отечественной войны. Оборона Брестской крепости» (ноябрь)(презентация, видео 1, видео 2)

2. «За нами - Москва! Подвиг панфиловцев» (декабрь)

3. «Блокада Ленинграда" (январь)

4. «Сталинградская битва" (февраль)

5. «Танковое сражение под Прохоровкой" (март)

6. Книга памяти (апрель)

7. « Дорогами памяти» (май Единый урок)

Встреча с участниками ВОВ и тружеников тыла

«Люди! Покуда сердца стучаться – помните!» (2014 год)

 

В настоящее время наблюдается падение нравственных ценностей, продолжается процесс разрушения связей между поколениями. В этих условиях возрастает роль гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком. Ответы современных школьников на вопросы о Великой Отечественной войне поражают не только наивностью, но и полным незнанием важнейших фактов: когда началась война, кто с кем воевал, наши главные победы. Все это вызывает щемящую боль. Поэтому данное мероприятие носит характер встречи нескольких поколений:

Поколение - ветеранов ВОВ и тружеников тыла

Цели: 

- патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание уважения к героическому прошлому нашей страны, уважение к ветеранам;

- воспитание исторической памяти у обучающихся на основе уважительного отношения к истории государства и памяти защитников Родины - наших земляков;

- развитие творческих способностей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся;

- совершенствования форм сотрудничества и взаимодействия всех участников воспитательного процесса. 

Задачи: 

  • Создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у школьников через взаимодействие  с ветеранами ВОВ и тружеников тыла.
  • Воспитывать внимательное отношение к воинам-ветеранам, желание заботиться о них.
  • Приобщать школьников к культурному наследию России.

Данный материал можно преподнести в форме классного часа, урока - мужества, беседы, устного журнала, встречи. Он может стать основой сценария для проведения различных мероприятий патриотической направленности.

В ходе встречи и при подготовке учащиеся получат дополнительные знания о  земляках участниках Великой Отечественной и тружениках тыла, отработают навыки монологической речи и выразительного чтения, приобретут опыт  самостоятельной работы с дополнительной литературой и навыки исследовательской работы.

Формы и методы реализации:

  • совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке внеклассного мероприятия: работа с литературой и материалами музея, разработка сценария, репетиции;
  • самостоятельная работа учащихся по подготовке выступлений;
  • проведение мероприятия.

Возрастная группа обучающиеся  5 – 11 кл.

Ожидаемые результаты:

  • формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции.

Чтец: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в нашем зале тепло от дружеской обстановки и тесно от близости эпох и поколений. К нам в гости пришли люди, которые на своих плечах вынесли все тяготы страшной войны, прошли огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Вам, дорогие ветераны, мы посвящаем нашу встречу.

Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Июнь… Тогда ещё никто не знал,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
(Звучит школьный вальс, на сцену выбегают девочки, затем выходят юноши и приглашают девушек на танец. Исполняется вальс.

(голос Левитана прерывает танец. Звучит «Прощание славянки»  Ребят забирают на войну.  Звучит 1 куплет песни «До свидания, мальчики». Девушки уходят.

Ведущий: Вот так неожиданно в обычный летний день 22 июня 1941 года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великая Отечественная война.

Ведущая: Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слёз, которые заставила она пролить. Мы как нация живы, пока жива наша память, пока мы хотим, чтобы память была жива!

 (группа «Нежность» с песней «Хотят ли русские войны?»)

Ведущий: Да, время пришло другое, изменилась страна, изменилась идеология, но неизменным осталось одно - это, те люди, которые на своих плечах вынесли все тяготы войны, которые боялись, но шли, которые ненавидели смерть, но рвались в объятия смерти, чтобы сохранить жизнь. Этим людям не нужно ничего объяснять и доказывать, они были там, они знают это не понаслышке, и только вера в правое дело давала им силы.

(Песня в исполнении учениц 7 класса Дьячковой А. и Терёхиной Е. «Закаты алые»)

Ведущая:  Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага.

Ведущий: Война проверяла на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и героизм.

Ведущая:  Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,
Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,
Отстаивая право на свободу,
К победе шел, Россия, твой солдат.

Ведущий: И не сломила сердце, не сгубила,
И душу не растлила им война.
Видать, нечеловеческая сила
Ему, солдату русскому, дана

Ведущая: Песни далеких грозных лет звучат сегодня, потрясая сердца,  и рассказывая о мужестве и бесстрашии нашего народа.

(песня «Белорусский вокзал» в исполнении Валентины Владимировны Лапинской)

Ведущая:  Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. 
В этих четырех строчках Юлии Друниной показано состояние всех, кто был на той страшной войне.

(стихотворение Владимира Высоцкого «Воздушный бой» Исполняет ученик 9 класса Шаров Ефим, музыкальное сопровождение Кузнецов Андрей)

(стихотворение «Когда-нибудь, в тиши ночной…» читает Артёмов И., ученик 5 кл.)

Ведущий:  Женщина и война...  Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир.

Испытанием на мужество, на выносливость для женщин была Великая Отечественная война.

Ведущая: «Я подняла лист бумаги. Это была одна из тех гнусных листовок, которые немцы разбрасывали с самолета над Ленинградом: "Женщина Ленинграда! К тебе обращается немецкое командование. Миллионная немецкая армия плотным кольцом окружила Ленинград. Вы отрезаны от мира. Вы обречены. Страшный голод вошел в твой город. Пожалей же своих детей, бедная исстрадавшаяся мать, пожалей их. Требуй от властей немедленной сдачи города немецкой армии. Если ты не сдашь город, на твоих глазах умрут твои дети, умрет твой муж, умрешь ты сама. Пожалей себя и своих детей. Сдавайся!" Я внимательно прочла листовку, перечитала еще раз. Потом бросила ее в печку. Посмотрела, как бумага вспыхнула, почернела и стала, коробиться, превращаясь в пепел».

(стихотворение «Ты должна» читает ученик 5 класса Петров Виктор)

(Стихотворение «Последняя почесть»читает ученица 7 класса Кашутина Алена)

Ведущая:  Дети… Дети войны… Это наша вечная боль. Кто спасал, согревал, утешал их тогда? Имён не перечесть, но память сохранит всё. «Дети войны» - страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов…

Ведущий: Во время войны наряду со взрослыми против фашистских захватчиков сражались дети и подростки, пионеры и комсомольцы. Они стали гвардейцами фронта и тыла: дежурили на крышах домов, предупреждали нападение вражеской авиации, помогали строить оборонительные рубежи, тушили пожары от зажигательных бомб, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, рабочим ковать оружие, производить боеприпасы. Они становились связными и разведчиками, минёрами и военными лётчиками. Они наравне со взрослыми погибали, получали ранения.

(стихотворение «Пусть голосуют дети» читает ученица 9 класса Ильина Нина)

Ведущий: О чем мечтают дети?
У них одна мечта:
Пусть буде на планете
Мир вечный, как весна.  (Стихи . Младшая школа. Песня «Солнечный круг»)

Ведущая: И все же что-то спасало в те страшные годы.

Ведущий: Песня. Песня о доме, о семье, о Родине…

(группа «Нежность» с песней «Догорал закат»)

Ведущая: Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.

Ведущий: Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.

Ведущая: Порой слышны, на поле боя,
Через десятки мирных лет:
«Прикрой меня! - прикрою Коля!»
И вспыхнет вдруг ракеты свет.

Ведущий: А Коля, в этом тихом поле,
Лежит, не встанет никогда…
Лишь горький ветер, нам порою,
Напомнит страшные года.

Ведущая: Сегодня мало кто заплачет
Придя к могилам той войны,
Но это все-таки не значит
Что позабыли Колю мы.

Ведущий: Мы помним, помним это горе.
Осталась в памяти война,
И Русское, родное, поле
Приносит ветром имена.

(группа «Нежность» с песней «Степная горечь»)

(Стихотворение «Летела с фронта похоронка». Читает ученица 9 кл. Иванова М.)

Ведущий: Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как  живая,
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.

 Ведущая: Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали…
И песня нашей спутницей была,
В бою. В походе. На ночном привале.

Пока идёт сообщение ведущего на сцене несколько человек: девушка читает солдатское письмо-треугольник; на брёвнах- несколько ребят инсценируют солдат на привале.

(песня «Последний бой)

Ведущий: Тихо, ребята, минутой молчания память героев почтим, и их голоса когда—то звучали, сверстники наши почти.

Ведущий: Среди нас нет тех, кто ушел на фронт и не вернулся. Вспомним через века, через года о тех, кто уже не придет никогда

Все:  Вспомним!

(Минута молчания)

Ведущая: Четвертый год нам нет житья от этих фрицев,
Четвертый год соленый пот и кровь рекой.
А нам бы песни петь и в вальсе покружиться…

(группа «Нежность» с песней «Венский вальс»)

Ведущий: Носите ордена! Они вам за Победу,
За раны ваши честные даны.
Носите ордена, в них теплятся рассветы,
Что отстояли вы в окопах той войны.
Ведущая: Носите ордена! Вы можете гордиться:
Над сорок первым мощь ракет встает.
Носите ордена, в них, как живые, лица
Солдат, что крепко спят
В земле который год...
Ведущий: Носите ордена и в праздники, и в будни
На строгих кителях и модных пиджаках.
Носите ордена, чтоб видели вас люди,
Вас, вынесших войну
На собственных плечах...

(Песня в исполнении учениц 7 класса Дьячковой Анастасии и Терёхиной Евгении «Боевые ордена»)

Ведущий: Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Ведущая: Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!

(Выбегает девушка с цветами, глазами ищет кого-то в зале. Сзади подходит юноша, обнимаются, радуются встрече. Вторая девушка выходит и видит парня в зале, подбегает к нему, обнимаются. Пары танцуют вальс)

(вальс послевоенный)

Заключительное слово администрации.


Вахта памяти

 

 

 

 


Урок-мастерская в 6 классе "Письмо ветерану" Учитель:  Григорьева А.Н.

 

Предварительная подготовка к уроку:

   За несколько дней до урока пошел классный час «Мои земляки – участники ВОВ», где обучающиеся познакомились судьбами воинов-фронтовиков, тех, кто вернулся и живет рядом с нами и тех, кто остался на поле боя.

Предварительное домашнее задание:  повторить тему «Личное письмо»;

подготовить рассказ о родственниках – участниках ВОВ.

Интегрированный урок: русский язык, история

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за свою Родину;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в статичных парах, в группах (коммуникативные УУД)

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о правилах оформления и написания письма;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, видеоролик

Раздаточный материал:  рабочий лист, план

Оформление:

Эпиграф:

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...

(Иосиф Уткин)

Ход урока

1. Мотивация к совершению учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Это отрывок из стихотворения Иосифа Уткина «Ты пишешь письмо мне» (слайд 1)

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (о письмах)

2. Стадия вызоваПостроение ассоциативного ряда к слову «Письмо»:

Учитель: Ребята, какие ассоциации вызывает у вас слово «Письмо»?

(ответы детей)

- Давайте сверим ваши предположения с истинным определением слова «письмо» (показ значения слова на экране) (слайд 2)

Вот какое объяснение дает С.И. Ожегов в своем “Толковом словаре русского языка” этому слову.

ПИСЬМО – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

3. Постановка проблемы.

Учитель: Ребята, посмотрите какое необычное письмо у меня в руках. (военный треугольник) Может быть, кто-то из вас знает, о каком периоде в истории нам говорит это письмо?

(Во время Великой Отечественной войны из-за нехватки конвертов солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым образом, чтобы получился треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты .)

- Давайте откроем это письмо и прочтем его.

Иосиф Уткин

Ты пишешь письмо мне

На улице полночь. Свеча догорает. 
Высокие звезды видны. 
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая, 
В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая. 
Окончишь и примешься вновь. 
Зато я уверен: к переднему краю 
Прорвется такая любовь!

...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома - и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. 
И время такое придет: 
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою, 
К плечу прижимаясь плечом, 
Мы сядем и письма, как летопись боя, 
Как хронику чувств, перечтем..

Учитель: Скажите, ребята, о каких письмах говориться в этом стихотворении? Кто пишет? И кому?

(Это фронтовые письма. Солдатка  пишет своему возлюбленному на фронт, он отвечает ей)

Учитель: Как думаете, для чего люди писали письма во время Великой Отечественной войны, когда кругом бомбежка, голод и страдания?

 (Письма из дома придавали солдатам силы. Каждый воин защищал свою Родину, свой поселок, городок, свою семью, и делал все, чтобы враг не ступал по его родной земле)

4. Определение темы

 Учитель: По вашему мнению, были бы рады люди, сражавшиеся на фронтах Великой Отечественной войны, письму, пришедшему от вас сейчас?
-Хотите ли вы написать такое письмо?  
- Что будем делать на уроке? (писать письма)
- Кому будем писать письмо? (ветеранам)
Запишите в рабочих листах тему урока «Письмо ветерану»  (слайд 3)
(Приложение 1)

5. Совместное целеполагание.

Сегодня на уроке мы будем писать не просто письмо, а письмо ветеранам, которые за долгие 4 года завоевали  Победу в Великой Отечественной войне.
- Какие задачи мы поставим перед собой? (ответы детей)
- вспомним композиция письма;
- вспомним правила написания писем;
- узнаем какие бывают письма;
- узнаем об основных событиях ВОВ

6. Проблемный вопрос.

Учитель: Скажите, ребята, а вы знакомы с воинами ВОВ?

(Мы встречаем этих людей на улицах поселка, каждый год в школе проходит встреча с ветеранами, на которой у обучающихся есть возможность общаться с ветеранами и тружениками тыла)(слайд 4)

Учитель: Именно к этим людям мы и будем обращаться в своих письмах
Живут на земле ветераны войны,
Солдатскому братству как прежде верны.
У них на груди ордена,
У них на висках седина.
Живут среди нас ветераны войны
Под небом просторным, среди тишины.
И только ночами порой не до сна-
Ночами врывается в сердце война.
Живут среди нас ветераны войны,
О подвиге их забывать не должны,
Дети и взрослые всей страны.

7. Открытие» новых знаний.

Учитель: Кто же такие ветераны? Давайте узнаем значение этого слова.

ВЕТЕРАН – старый, опытный воин;  участник прошедшей войны
ВЕТЕРАН – старый, заслуженный деятель, работник

(С.И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”) (слайд 5)

Учитель: Итак, для начала, давайте посмотрим, какими бывают письма. (слайд 6)

Виды писем

Деловые

  • Письмо-извещение
  • Письмо-напоминание
  • Письмо-претензия
  • Письмо-отказ
  • Письмо-извинение
  • Гарантийное письмо

Личные

  • Благодарственное письмо
  • Письмо с соболезнованием
  • Письмо-приглашение
  • Дружеское письмо
  • Любовное письмо
  • Поздравительное письмо
  • Рекомендательное письмо

Учитель: Какое письмо будем писать мы?

(личное, вид каждый выбирает сам: письмо – приглашение, поздравительное письмо, благодарственное письмо.)

8. Построение проекта выхода из затруднения

Дома вы повторили тему «Личное письмо» Давайте вспомним композицию письма и составим план письма - ветерану:

Композиция письма (слайд 7)

  1. Приветствие или обращение.
  2. Вступление. Вопросы, отражающие интерес к жизни адресата.
  3. Основная часть. Изложение информации, интересующие адресата.
  4. Заключительные формы вежливости.
  5. Подпись.
  6. Дата.

9. Реализация построенного проекта.

Учитель: Итак, с чего мы начнем наше письмо? (с обращения)

Запишите в свои левый столбец таблицы первый пункт нашей работы.

  1. Обращение.

На доске вы видите примеры обращения, выберите наиболее подходящие для ваших писем или составьте свое обращение или приветствие, запишите его в левый столбец.

Уважаемый ветеран;
Милый друг;
Дорогой ветеран;
Любимый мой приятель;
Дорогие друзья;
Дорогие ветераны Великой Отечественной войны…
Гражданин ветеран

Учитель: Восклицательный знак после обращения будет свидетельствовать о том, что вы придаете особую важность теме письма, а запятая будет обозначать будничный характер затронутых в письме вопросов

Учитель: Какое из обращений нам не подойдет? Почему?

Учитель: Начало положено… А сейчас давайте узнаем, как началась ВОВ.

(на фоне видеоролика о начале войны слайд 8)

Июнь. Россия. Воскресенье.
Рассвет в объятьях тишины.
Осталось хрупкое мгновенье
До первых выстрелов войны.
Безумный шквал огня и стали
Не повернётся сам назад.
Два «супербога»: Гитлер – Сталин,
А между ними страшный ад.
Июнь. Россия. Воскресенье.
Страна на грани: быть не быть…
И это жуткое мгновенье
Нам никогда не позабыть…

 (Д. Попов)

Учитель: Война… такое страшное слово. Россия не была готова к войне. В ночном небе то тут, то там вставало зарево. Это пылали города и села. Миллионы людей гибли, оказывались на захваченных территориях и в лагерях смерти. Захватчикам хотелось скорее уничтожить наши столицы Ленинград и Москву, захватить наши богатства, сломить дух народа…

(Доклад ученика о начале Великой Отечественной войны Петров В.)

На рассвете 22 июня 1941г. без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась на территорию СССР.

Внезапность и мощь удара противника привели к трагическому началу войны. Красная армия потерпела поражения.

Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлер рассчитывал на то, что с падением Ленинграда в СССР может наступить полная катастрофа.

Еще одним главным событием начального этапа стала Московская битва.

Начальный период ВОВ называется периодом стратегической обороны. Оборонялась Москва, Ленинград и многие – многие города и села. На защиту родины встали мужчины, юноши, старики, женщины и даже дети.

Учитель: Начальный этап войны был самым тяжелым для страны. Советский союз был не готов к войне. Велики были жертвы и утраты.

А мы переходим к основной и самой сложной части нашего письма.

У нас необычный адресат – ветеран войны. 

О чем мы можем написать в письме ветерану?

  • поблагодарить за победу
  • рассказать о себе, о школьных делах;
  • рассказать о своих увлечениях и занятиях;
  • поделится мыслями о книгах, фильмах, спектаклях и т. д.
  • можно поздравить с праздником

Учитель: Не забывайте поинтересоваться как дела у вашего собеседника. Важно, чтобы тот, кому вы пишете, чувствовал, что он вам интересен, что его дела для вас важны.

Составьте устный рассказ о себе, о своих школьных делах, расскажите, что вы знаете о войне. Если вы затрудняетесь воспользуйтесь планом – подсказкой. (приложение 2)

  1. Имя, Фамилия
  2. В каком классе учитесь?
  3. Какой любимый предмет в школе? Чем увлекаетесь?
  4. Расскажите что вам известно о войне?
  5. Как празднуют у вас в школе День Победы?
  6. Какое чувство вызывают у Вас ветераны (уважение, гордость за русский народ и т.д.)
  7. Есть ли в вашей семье участники Великой Отечественной Войны?

Обратите внимание, к взрослому человеку мы должны обращаться на «Вы», и «Вы» писать с большой буквы.

(При затруднении составляем «общий рассказ». Каждый ученик называет предложение по цепочке, в итоге получается «текст – образец»

Учитель: Ребята, кто желает выступить со своим устным рассказом? (2- 3 ученика отвечают)

Наиболее удачные, по вашему мнению, примеры запишите в таблицу под цифрой 2.

10. Разминка

Научимся складывать «военные треугольники»

Учитель: Мы знаем что напишем в основной части, а чтобы наши знания пополнились давайте узнаем о втором, переломном этапе войны.

Никуда от прошлого не деться,
Вновь война стучится в души к нам.
Обжигает, обжигает сердце
Благодарность с болью пополам.

(Ю.В. Друнина)

Война отзывается болью в сердцах миллионов людей. Ключевые события второго периода Великой Отечественной войны: «Сталинградская битва» и «Битва на Курской дуге».

Взятие Сталинграда позволило бы фашистам не только существенно облегчить задачу наступления на Кавказе, перерезать транспортные пути на Волге, но и добиться серьёзного морального  эффекта – взятие города, носящего имя советского вождя должно было подорвать боевой дух всей русской армии. 

200 дней и ночей – (с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года) продолжалась Сталинградская битва при непрерывно возрастающем напряжении сил обеих сторон. 

Битва на Курской дуге – одна из величайших во второй мировой войне. В течение 50 дней на сравнительно небольшом участке шли беспримерные по своей ожесточенности и упорству бои.

Советские воины, преодолевая все трудности и лишения, проявляли чудеса храбрости и бесстрашия. Они стойко отражали ожесточенные атаки врага. Большое искусство в управлении войсками показали командиры.

И в этой битве советским войскам удалось одержать победу.

Учитель: Узнаем о жизни нашего района  годы Великой Отечественной войны.

(Доклад ученика о жизни района в военное время)

В годы Великой Отечественной войны 11500 жителей Коношского района защищали Родину на всех фронтах от Баренцева до Черного морей. Более 3000 человек за ратные подвиги были награждены орденами и медалями. Среди коношан шесть Героев Советского Союза: Мамонов Николай Васильевич, Бова Ефим Ермолаевич, Бочаров Сергей Тванович, Смелов Александр Иванович, Горев Алексей Ильич, Попов Иван Михайлович; два полных Кавалера Орденов Славы: Дойков Александр Степанович и наш земляк - Бабошин Василий Петрович.

Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Самоотверженно трудились коношские лесозаготовители, железнодорожники, колхозники. Сотни жителей Коношского района были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Женщинам, подросткам, старикам пришлось работать, не покладая рук, выполняя возложенную на них задачу на колхозном поле, ферме, а вечером — в собственном хозяйстве.

Большую помощь население Коношского района оказывало фронту. Жители комплектовали посылки с одеждой и продуктами, собирались средства в фонд обороны страны, на танковые колонны, отдельные танки, самолеты. Участие в подобных акциях принимали люди разного возраста, что называется, от мала до велика, от школьников до глубоко пожилых людей.

Учитель: Надеюсь, что и с вами одержим победу в своем нелегком деле – написании письма.

Что пишут в заключительной части письма? ( пожелания, добрые советы и слова прощания)
Учитель: Какие пожелания у вас есть ветерану?

Поставьте цифру 3 в таблице. Пожелания ветерану.

(записи в таблице)

Учитель: Скажите, ребята, можем ли мы поблагодарить ветеранов? (да)

-За что? Попробуйте сформулировать свою благодарность!

Цифра 4 в таблице. Благодарность.

Учитель: Мы закончили работать над строением нашего письма, давайте узнаем и об окончании войны.

(Доклад ученика б окончании войны)

9 мая 1945 года была объявлена полная и безоговорочная победа советских войск. Но чего она стоила нашему народу. Четыре страшных года, 1418 дней и ночей, длилась Великая Отечественная война. Двадцать семь миллионов людей самых разных национальностей нашей необъятной страны погибли в те годы. Страшно подумать, но ежедневно на фронте и в тылу погибало 19 тысяч человек! Это 792 человека – в час, 13 человек – ежеминутно! Память о них должна жить не только в обелисках и негасимом огне Великой Победы у священных могил, но и в наших сердцах. Память – погибшим, внимание – оставшимся в живых...

Учитель: Мы составили подробный план наших писем, эти заготовки помогут вам в работе. Вы можете изменить любой пункт плана, составить собственное строение.

Самое главное помнить основные правила написания письма. Давайте перечислим их.

Правила написания письма.

  • Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются).
  • Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
  • Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
  • Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
  • Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).